На картине представлен тихий, вечерний образ одного из красивейших уголков Новгорода. Церковь Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, изображенная в пейзаже, являет своей архитектурой, дошедшей до нас в первоначальном виде, подлинный образ Древней Руси XIV века. Этот храм, расположенный на небольшой возвышенности на берегу Волхова, создает вокруг себя удивительную атмосферу уединенности, его простые пропорции, спокойный и лаконичный силуэт выделяется среди природных просторов устремленной вверх архитектурой. Однако доминирующим мотивом становится не столько сам памятник зодчества XIV столетия, сколько духовная и природная красота окружающего и атмосфера личного единения со святым местом.
Художник усилил задуманный образ, поместив в композицию фигуры двух людей, идущих по дороге и уходящих в сторону храма. Сама дорога, которая занимает значительное место в композиции, и тропинка, уводящая на возвышенность к храму, так же создают чувство уединенности на картине. Лирическое настроение и личные переживания от пейзажа усиливаются выбранным сумеречным светом — после заката солнца, догорающие лучи которого немного светятся далеко на горизонте. Приглушенные тона, не оттеняемые ярким солнечным светом или закатными желтыми лучами, заполняют весь пейзаж. Небо написано с густыми нежно лиловыми облаками, которые вместе с охристыми переливами и светящимися лазурно-голубыми полосами неба придают тонкий колорит картине.
Церковь, зелень вокруг и дорога медленно погружаются в тень вместе с уходящей парой людей. Затененные деревья приобретают глубокие, темные краски, стены храма только начинают скрывать свой светлый тон, а серебристый купол в ранних сумерках лишь подчеркивает скромность однокупольного храма. Пейзаж «Новгород. Сумерки» наполнен легкостью и свежестью летнего вечера , светлый и национальный образ создает новгородский храм Иоанна Богослова, представляющий большую историческую ценность.