Картина «Ростовская зима. Первый снег» (81 х 152) была создана в 2007 году. Она относится к станковой живописи, имеет формат, вытянутый по горизонтали, жанр — пейзаж.
Данное произведение представлено в виде панорамы. Перед зрителем раскрывается вид Ростовского кремля с противоположного берега озера Неро. В левой части картины изображен Ростовский Успенский собор, увенчанный пятью массивными куполами, за ним надвратная Церковь Воскресения христова, которую венчают пять небольших главок, между ними видна одна из главок Звонницы Ростовского кремля. Почти центральное место занимает Церковь Спаса на Сенях, увенчанная одной главой. По левую сторону от Церкви виднеется монастырь Григория Богослова. Он выступает из-за крепостной башни. Правая часть картины включает в себя массивные боевые башни крепостной стены. Перед самим кремлем тянется череда деревянных домишек. Ее, в свою очередь, сменяет заснеженный берег, пересеченный дорогой, на которой располагаются фигурки людей, и завершается все линией воды, оживленной лодками, стоящими у берега.
Композиция картины «Ростовская зима. Первый снег» имеет четно выраженный центр, которым является Церковь Спаса на Сенях. Он смещен вправо относительно центра холста. Вертикаль центра композиции поддерживается горизонтальной линией стены кремля и ее постройками. Шатровые крыши крепостных башен размещены ритмично и выигрышно относительно центра композиции: они не спорят с ним и, в то же время четно фиксируют и обозначают этот центр, окружая его.
В левой части композиции картины изображены: Ростовский Успенский собор, ближе к центру — надвратная Церковь Воскресения Христова. Они решены в едином архитектурном стиле, их элементы перекликаются друг с другом, вместе они образуют группу, организующую левую часть общей композиции. Единственное, что их разделяет — это миниатюрная, в сравнении с их собственными масштабами, главка Ростовской Звонницы. Она нарушает одинаковость архитектурного облика группы, задает интерес пространству. Успенский собор в сравнении с Церковью Воскресения Христова имеет более массивные формы, но это не мешает ему завершать левый край композиции. Он смотрится масштабно и органично, а вместе с прилегающими к нему постройками уравновешивает правую часть картины, на которой изображена крепостная стена кремля с боевыми башнями.
Перед стеной Ростовского кремля задана линия деревянных домов. Их двускатные крыши образуют общий ритм вместе с шатровым верном боевых башен. они вторят друг другу, но нет ни единого совпадения по их центральным линиям построения. От домов заснеженный берег спускается к дороге. Ее горизонталь параллельна стенам кремля, что задает архитектурному ансамблю еще более устойчивое положение. Затем берег продолжается, спускаясь в воду. Небольшой фрагмент воды дает некоторую завершенность пространству.
Композиция картины «Ростовская зима. Первый снег» является многоплановой. Она богата по своему исполнению. Линия неба служит фоном для ритмичного решения архитектуры, а линия берега уравновешивает эту динамику, фрагмент воды оживляет и завершает композицию.
Цветовое решение данного произведения наполнено красками пасмурного зимнего дня: перламутровое себе небо заходит за светлые с теплым оттенком строения кремля, белый с синевой снег и замерзшая гладь воды с охристой теплотой, — задают в картине тонкие цветовые колебания. художник в этом случае руководствуется своим опытом и постоянно наблюдает природу. В картине «Ростовская зима. Первый снег» присутствует. Пасмурное небо набирается легкими серебристыми красками, в которых читается состояние русской зимы. Его переходы от светлых оттенков к темным мастерски заплавлены — это создает ощущение объема и реальности.
Архитектура в картине по отношению х небу взята светлым пятном, даже самые яркие его части не спорят с ней Цвет снега является камертоном в построении цветовых отношений данного произведения. Относительно его цвета художник набирает белый цвет стен и построек кремля и неба.
Композиционный центр — Церковь Спаса на Сенях увенчана золотой главной. Фон небесного перламутра выявляет купол церкви, акцентирует внимание на нем. Похожий оттенок наблюдается в стенах монастыря Григория Богослова. Этот прием уравновешивает композицию, не дает взгляду воспринимать картину фрагментарно. Шатровые крыши башен написаны темным цветом, но они не спорят с центром, так как подобные краски используются в картине при написании домов и воды. Левая часть композиции, включающая архитектурную группу с собором и церковью решена легко. Голубой цвет их куполов гармонично решается на фоне неба, за счет чего массивные объемы не выбиваются, не кажутся грузными. В общем, произведение воспринимается цельно.
Картина «Ростовская зима. Первый снег» пронизано духом русской истории, оно романтично — старые крепостные стены и башни, маковки кремлевских соборов и их маленькие окошечки напоминают зрителю о давно минувших днях. Только художник смог разглядеть их красоту, которая так гармонично вписалась в современную жизнь людей и стала для них почти обыденностью. Состояние зимы, ее первого снега придает всему архитектурному ансамблю настроение торжества. Образ чистого, светлого видения предстает перед зрителем. художник указывает зрителю на то, что родная земля сохранила великое наследие русской культуры, в частности, Ростовский архитектурный ансамбль. Он открыл для себя этот образ, смог увидеть и передать его, то неуловимое чувство давно забытого прошлого, но столь родного каждому из нас.
Текст: Анна Мясникова