
Пейзаж с Ярославовым дворищем сочетает в себе и панорамную картину архитектурных памятников Новгорода, и камерный вид, передающий единый характер ансамбля, благодаря взгляду на него с внутренней территории двора. Живописные мотивы и утонченная палитра создают интересный художественный образ. Настроение передается благодаря запечатленной осенне-летней поре: приглушенные краски, спокойное освещение облачного дня, желтеющая трава в сочетании с небом, наполненном летними кучевыми облаками. Создано ощущение свежести, первой прохлады, которая проносится над Новгородом с его памятниками древнерусского зодчества.
Интересно выстроенные планы с церковными и гражданскими строениями показывают самобытность, неповторимый архитектурный ансамбль Ярославова дворища. Находящееся на правом берегу Волхова — по другую сторону от Новгородского Софийского собора, оно представляет собой одно из знаменательных мест древнерусского города. Архитектура XI-XVII веков, сохранившаяся в своем изначальном виде или же с поздними перестройками, поражает красотой силуэтов башен, куполов. Панорама строится на чередовании белокаменных церквей, церкви Параскевы-Пятницы с кирпичной кладкой и Воротовой башни с шатровыми завершениями. На чуть отдаленном плане, центральное место в композиции отведено именно краснокирпичной церкви с разрушенным внешним каменным слоем. Церковь Параскевы-Пятницы выделяется архитектурными особенностями среди Новгородской школы зодчества в целом: это и прямоугольные апсиды, и украшение вертикальными деталями — лопатками — на углах, что характеризует больше Смоленскую средневековую архитектуру. Этот храм в пейзаже является акцентом и в колористическом плане, подчеркивая цвет осенней травы, и усиливая холодное звучание серебристых куполов, шатров и светлого неба.
Следуя традициям реалистического метода, художник представляет современную картину строений Ярославова дворища. Здесь отражен их облик на сегодняшний день вместе с всеми историческими изменениями. Художник открывает перед зрителем городской пейзаж, с тихо протекающей жизнью, включая в композицию небольшие оживляющие детали – пару проходящих людей, ненавязчиво изображенные леса для реставрационной работы.
текст: Анна Першина