Юрий Пантюхин

АвтопортретЮрий Петрович Пантюхин родился в городе Киров, но художественное училище окончил в Нижнем Новгороде. Еще будучи студентом нижегородского училища, Юрия Пантюхина заинтересовала тема истории России. Именно в этот период, со слов художника, появляются первые архитектурные этюды, зарисовки, исторические многофигурные композиции. Все это подкреплялось личным интересом к родной истории.

Затем художник поступает в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерскую живописи профессоров Иогансона Б. В. — Зайцева А. Д., что повлияло на дальнейшее развитие его творчества. Будучи студентом академии он не оставлял своих интересов, и, слушая советы своих профессоров, продолжал работу над некоторыми своими замыслами, преимущественно, они были обращены к русской истории.

После обучения Юрий Пантюхин был отправлен по распределению в город Омск. Там он занимался преподавательской деятельностью, выполнял государственные заказы. В этот период появились работы на тему индустриального пейзажа, серия портретов рабочих и ветеранов Великой отечественной Войны, трудовые картины. Через свои работы художник показал большой интерес к образу человека в повседневности. К картинам данного периода относятся “Мастерицы», «Нефтезаводцы. Рабочее утро».

В 1980-м году Юрий Петрович Пантюхин возвращается в Ленинград, в 1981 становится профессором Ленинградского инженерно-строительного института и преподает в нем до 2007 года. У него появляется возможность совершать творческие выезды со студентами. В результате поездок по Золотому кольцу и русскому северу появляются новые идеи. Создаются архитектурные зарисовки, этюды. На основе собранного материала художник начинает работу над большими пейзажами древнерусских городов с памятниками архитектуры. В этих произведениях отражается вся красота, торжественность русской земли, гордость за нее. Юрий Пантюхин работал в таких городах как Суздаль, Ростов, Углич, которые относятся к Золотому кольцу России, также в Великом Новгороде, Вологде, Ферапонтово, Кижах, Пскове.

Продолжается работа над историческими картинами. Их основу составляют многофигурные композиции исполненные в технике живописи на тему революционной России. Следующий ряд произведений отражает характерную для данного периода идейную направленность: «Декрет о Мире» (104 х 146), написанная в 1984 году, «Народные мстители» (144 х 175), относящаяся к 1985 году и “Декрет о Земле» (104 х 146), созданная в 1987 году.

В конце 199- х годов — в начале 2000- х художник продолжает писать большие пейзажи древнерусских городов. Начинается работа над историческим триптихом «За Землю Русскую» — знаковое произведение в творчестве художника. Создаются произведения, посвященные нелегким временам в судьбе нашей родины, такие как «Непокоренный. Д. М. Карбышев» (1995), «Блокада. Память» (2005). Главными героями являются люди непокоренные страшным обстоятельствам, в каждом прочитывается личная трагедия, их нелегкому подвигу посвящены картины этого периода.

В эти годы начинают появляться пейзажи Санкт-Петербурга — северной культурной столицы нашей страны. Город в них динамичен, наполнен жизнью и движением.

Произведения Юрия Пантюхина, в которых звучит тема Родины, народных героев, неоднократно выставлялись на тематических выставках и часта бывают востребованы на культурно-исторических мероприятиях в разных городах нашей страны. Картины художника находятся в собраниях живописи художественных музеев Германии, Италии, Лондона, а также в частных собраниях картин и галереях России, Испании, Франции и других стран.

текст: Анна Мясникова