Флоренция

Флоренция

«Флоренция»

60х120 холст, масло 2012 художник Дмитрий Пантюхин

В картине «Флоренция» художник представляет тосканский город в пасмурное время, сохраняя и подчеркивая колорит и динамику форм флорентийской архитектуры. Флоренция и ее архитектурный образ на первом плане раскрываются на фоне ландшафтной природы — невысокие горы плавных очертаний, решенные в синих тонах, вместе с неспокойными и контрастными тучевыми облаками, кое-где сильно подсвеченными весенним солнцем,  готовы увести взгляд за пределы одного итальянского города.

Изображение самой Флоренции занимает большую часть пространства пейзажа. Ритмика вертикалей башен и шпилей сооружений эпохи Возрождения с ярким пятном купола базилики Санта-Мария-дель-Фьоре создает основное движение в произведении. Возвышающиеся силуэты выделены на светлом небе с утекающими облаками, что удваивает динамичный эффект. Акцент сделан на правой части изображения с главными историческими строениями Флоренции.

Слева мы видим, уже издали, другую часть городского пейзажа, где присутствует мотив продолжающегося и простилающегося пространства. Терракотовый купол базилики Сан-Лоренцо, перекликающийся с главным куполом Брунеллески, и полоски продолговатых крыш, организуют горизонтальное направление этого пространства. Соотношение масс планов правой и левой частей выявлены четко, что сохраняет единый композиционный центр с пирамидально выстроенной архитектурной группой, включающей флорентийскую базилику и жилые дома более близкого, переходного, плана.

Также очень важна роль цвета в плавности и цельности композиции. Отношения основных пятен и деталей архитектуры терракотовых оттенков с желтыми плоскостями стен в нижней части полотна создают игру ярких красок и подвижный, живой колорит. Освежает его светлые стены зданий, сгруппированных в центре.

Полностью отвлечь взгляд зрителя от панорамного вида может только передний план, в котором художник изображает двор среди невысоких жилых построек, где вводится маленькая, но акцентированная красным цветом, фигурка, показывающая внутреннюю жизнь во Флоренции. Увлекает нижняя часть картины присутствием воздушного пространства двора на фоне плотно застроенного города; ощущение открытого неба, отражающегося цветом на асфальте дорожки, объединяет ближние элементы пейзажа с небесными далями. Достаточно широкий, выделенный первый план окружают деревья, одни с написанной свободными мазками зеленой листвой и кое-где голыми ветками, которые создают особо живописные качества; другие — полностью оголенные — особенно выделяются и поддерживают настроение весенних дней и затемненного освещения.

Передача цвета и чувство наполненности воздухом в произведении очень живые благодаря многочисленным этюдам, сделанным с натуры. Подготовительные виды писались с нескольких точек, с холмистого места города — садов Боболи. Открывающаяся со склона панорама противоположного берега была запечатлена в разных вариантах, что отразилось в создании картины «Флоренция», где натурный вид панорамы выразительно и гармонично сочетается с авторским построением пространства на холсте. Благодаря соединению разных ракурсов, многоярусности композиции, а также включению природного пейзажа с горами, в «Флоренции» фрагментарность городских видов вырастает до широкого и цельного представления знаменитого итальянского города.

Текст: искусствовед Анна Першина