Русский пейзаж является одним из ведущих направлений в творчестве Юрия Петровича Пантюхина, которое еще раз подтверждает активную позицию художника в области продвижения русской темы в современном искусстве, наполненной образами Святой Земли, бесконечной веры в светлое будущее, надежды и упования на лучшую долю, безграничной любви к жизни — вот чем наполнен пейзаж старинного русского города.
Серия пейзажей раскрывает народные образы древнерусских городов, памятников архитектуры. Ряд выбранных на эту тему работ включает в себя произведения, посвященные старинным городам Золотого кольца России и городам русского севера. На полотнах изображаются древние храмы, церкви, древние крепости, окружающая их обстановка, быт вокруг них — это древние города, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры нашей страны. Художник воспевает великое наследие, которое удалось сохранить. Произведения наполнены светлым чувством гордости, ликования, они раскрывают всю широту Родной земли, показывают ее бескрайние просторы, ее свободный дух. Именно понятие народного духа влияет на образ в творчестве художника.
Большое количество произведений Юрий Пантюхин посвятил теме Родины. В его работах можно увидеть гордый образ православной Руси и, в то же время, современный взгляд художника на памятники архитектуры древних русских городов. Также большое внимание художник уделяет теме города, в котором представлен Санкт-Петербург — северная культурная столица нашей страны.
Русские пейзажи — одна из обширных тем, которая присутствует в его творчестве, начав работу над ней еще в 1980-е годы, он продолжает ее по сей день. Народные образы древнерусских городов, памятников архитектуры в них, быт людей, которые живут в данном окружении, — все передается реалистично. Для пейзажного жанра с историческим уклоном важна узнаваемость выбранного места, важна его окружение, его состояние. Ряд выбранных на эту тему работ включает в себя произведения, посвященные старинным городам Золотого кольца России и городам русского севера. На полотнах изображаются древние храмы, церкви, древние крепости, окружающая их обстановка, быт вокруг них. Настроение в работах задает выбранное художником состояние: русская зима, осень, лето.
Золотое кольцо — это древние русские города, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры нашей страны, так же они являются центрами различных ремесел. Основные города, которые вошли в состав пейзажей Юрия Пантюхина: Суздаль, Ростов, Углич.
Суздаль один из древнейших русских городов. Он стал религиозным, ремесленным и культурным центром Руси. В этом городе сохранилось множество архитектурных памятников интересных для художников. Углич примечателен своей атмосферой старины и живописностью мест. Ростов Великий — один из древнейших городов Золотого кольца. Он обладает драгоценными сокровищами русской национальной культуры. Несомненно, такие места располагают к своей истории, к своим памятникам.
Города, относящиеся к русскому северу не менее привлекательны. Их образы так же заинтересовали художника. Под их воздействием появился целый ряд работ, посвященный архитектурным памятникам севера страны. Сюда вошли такие города как Новгород, Вологда, Ферапонтово, Кижи, Псков.
Великий Новгород называют «Отцом городов русских». Он отмечен многими ключевыми моментами русской истории, сыграл в ней значимую роль. Вологда — притягательный северный образ, наполненный лирикой и русской душой. Город Псков считается колыбелью архитектурных памятников древности, которые так прочно связаны с родной историей.
Становится ясно, что без знания родной истории невозможно правильно написать образ того или иного исторического места. При этом важно и отношение авторах данной теме. Не зная действительности, зритель все же может окунуться в атмосферу старинного города, почувствовать его дух, понять настроение этого исторического места. Русский пейзаж является одним из ведущих направлений в творчестве Юрия Петровича Пантюхина, которое еще раз подтверждает активную позицию художника в области продвижения русской темы в современном искусстве.
текст: Анна Мясникова