Кижи

Кижи

… Картина “Кижи» (8О х 126), написанная в 1999 году, рассказывает зрителю о богатом культурном наследии России, о выдающемся памятнике деревянного народного зодчества. Произведение имеет горизонтальный формат, использованные материалы — холст, масло.

На картине изображен деревянный архитектурный кижский ансамбль, который включает в себя здание Церкви Преображения Господня, находящееся на заднем плане. Перед ней располагаются Церковь Покрова Богородицы и Шатровая колокольня. Также показан берег, на котором располагается сам ансамбль.

Картина задумана так, чтобы ее композиция включила основные архитектурные памятники ансамбля. Художник смотрит на него с воды, крутой берег выходит вперед, линия уровня глаз проходит у основания стены кижского подворья, благодаря чему он торжественно возвышается над гладью воды, создавая образ Святой Земли, ощущение легкости, звонкого радостного песнопения, которое эком разносится по небу с высоко парящими птицами. На передний план картины выходит берег, оживленный лодками, вдали виднеются цветные фигурки людей.

Композиционным и смысловым центром является сруб Церкви Преображения Господня, он почти совпадает с центром холста. Строение церкви написано легко и смело, несмотря на то, что она имеет сложное архитектурное многоярусное решение. Па правую сторону от нее изображена Церковь Покрова Богородицы. Она дополняет Преображенскую, вторит ей. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху. По левую сторону от центра композиции расположена Шатровая колокольня. Она завершает и удерживает всю композицию, акцентируя внимание на смысловом центре.

Произведение обладает панорамностью и широтой восприятия. Это ощущение было достигнуто благодаря тому, что художнику пришлось работать над архитектурными набросками и этюдами с нескольких ракурсов, затем придумать наиболее выгодный вариант раскрытия образа архитектурного ансамбля для исполнения на большом холсте.

Произведение дышит летним колоритом. Темная вода, написанная живо и цветно, выходит на освещенный солнцем яркий берег. Сама архитектура наполнена жизнью: бликами — на солнце, цветными рефлексами — в тенях. Она материальна, но, в то же время, возносится к небу и почти в нем растворяется. Летние облака наполнены солнцем и рефлексами, сквозь них проступает ясное синее небо, которое оживляют полеты птиц. художник исполнил произведение смело и широко. Отчетливо видны рисующие мазки кистью. Они придают всей работе особую живость и задают определенный ритм в раскладке цветовых пятен.

Архитектурный пейзаж «Кижи» точно воплотил в себе образ Руси через изображение деревянного народного зодчества. Это историческое место, изображенное по представлению художника, получилось узнаваемым, но в нем присутствует личное отношение автора картины, переданное через ее настроение и летнее состояние.